Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Об организации питания

Школьное питание – залог здоровья  подрастающего поколения

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровье - сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности  для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Здоровое (рациональное) питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь. Становится все более понятным, что именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия. Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно - сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма

Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем более полноценное обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.

Несмотря на то, что вопрос «питание» касается каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.

Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

Обеспечение школьников полноценным горячим питанием нуждается в постоянном совершенствовании и должно рассматриваться всеми заинтересованными службами города и района как стратегическое направление, поскольку совершенствование системы школьного питания напрямую связано с сохранением здоровья населения и задачами улучшения демографической ситуации в городе, районе и в стране в целом..

По определению Всемирной организации здравоохранения - «...здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

 

Описание работы школьной столовой

Муниципального бюджетного учреждения Пешковская средняя общеобразовательная школа

Основным документом, определяющим  требования к организации и режиму питания в МБУ «МБУ Пешковская СОШ», работе школьного пищеблока, является Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10  и Устав МБУ «Пешковская СОШ», в соответствии  с которыми  в школе организованы горячие завтраки для всех обучающихся.

Финансовое обеспечение организации  школьного питания в настоящее время осуществляется за счет родительских взносов.  Перспективное месячное меню завтраков и обедов разработано для учащихся школы ответственным организатором питания индивидуальным предпринимателем Бондаренко Н. Г., утверждено директором МБУ Пешковской СОШ Т.П.Малик, а также начальником ТОУ Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах А.А. Глуховым.

Блюда в меню комплектуются с соблюдением требований: вкусовой сочетаемости, разнообразия (неповторяемости по дням), соответствия среднедневной стоимости питания нормативу стоимости, соответствия пищевой ценности нормам по пищевой ценности,  соответствия среднедневного продуктового набора натуральным нормам потребления. Блюда для меню взяты  из специального набора рецептур, применимых для школьного питания, выходы блюд  соответствуют возрасту питающихся.

 

 

Целевые индикаторы и показатели

 

В школьной столовой питаются все учащиеся с 1 по 11 класс.

Охват питанием учащихся в школьной столовой составляет до 100%

Охват горячим питанием в 2013-2014 учебном году  следующий:

класс

Количество учащихся

Количество охваченных горячим питанием регулярно по графику

Количество питающихся самостоятельно

18

18

 

16

7

 

19

13

6

21

16

5

22

18

4

20

19

1

20

20

 

19

8

11

21

13

8

20

5

15

14

4

10

13

3

10

17

 

17

17

 

17

19

 

19

19

 

19

16

8

8

16

 

12

10

21

 

20

11

20

 

19

 

Материально-техническое обеспечение организации школьного питания

 

  1. Перечень технологического оборудования школьной столовой:

Сковородка электрическая; машина овощерезательная; хлеборезка; прилавок открытый охлаждаемый; мармит универсальный; нейтральный прилавок; полки кухонные; холодильные шкафы; подтоварники; стеллажи кухонные комбинированные; стеллажи для сушки посуды; плита электрическая 6-тиконфорочная; Котёл пищеварочный; шкаф пекарский; картофелечистка; посудомоечная машина; мясорубка настольная; столы разделочно-производственные; кипятильник электрический наливной; морозильный ларь; столы обеденные; табуреты; стулья; шкафы для хозяйственного инвентаря; весы настольные и товарные напольные; ларь для хранения картофеля.

  1. Помещения, предназначенные для организации горячего питания:

Пищеблок, подсобные помещения, моечные комнаты, мясо-рыбный цех, мучной цех, овощной цех, комната для сушки посуды, раздаточная ,зал для приёма пищи на 150 человек, оснащённый санитарной зоной для мойки рук.

Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.

Кадровое обеспечение

 

В соответствии со штатным расписанием на 2013-2014 учебный год  школьный пищеблок обслуживаетИванова Марина Григорьевна, повар. Организация горячего питания обеспечивается индивидуальным предпринимателем Бондаренко Натальей Георгиевной, а также её наёмными работниками:

-Дрожко Оксана Александровна, повар;

-Кужель Светлана Петровна, кухонный работник.

Режим работы столовой

Для правильного развития учащихся, сохранения их высокой работоспособности большое значение имеет также соблюдение  режима  питания. Питание учащихся в школьной столовой организовано по следующемуграфику:

 

Класс

Время завтрака

Время обеда

 

 

 

 

2а,6а

-

 

2б,6б

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7-11кл.

;

;

 

В помещении столовой дополнительно функционирует буфет.

Дежурство по столовой обеспечивается в соответствии с графиком дежурства по школе.

В школьной столовой имеются стенды с информацией для учащихся:

- Стенд «Молодёжь за здоровый образ жизни!»

- В уголке  потребителя «Приятного аппетита!». Здесь имеется инструкция по правилам безопасности для учащихся в обеденном зале, правила поведения в школьной столовой, правила этикета. С этой информацией также могут познакомиться родители учащихся, члены общешкольного родительского комитета;

- Меню на прошедший и текущий день;

- Книга отзывов и предложений;

- Памятки по профилактике болезней.

 

 

 

 

Организация работы по воспитанию культура правильного питания

 

Мероприятия в плане воспитательной работы на 2013-2014 учебный год, направленные на просвещение школьников, родителей по основам правильного питания, воспитание культуры питания и ответственности за свое здоровье.

№п/п

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1

Организация горячего питания

В течение учебного года

директор

2

Анкетирование родителей и учащихся по вопросам организации школьного питания

В течение учебного года

Классные руководители

3

Информирование родителей  «Правильное питание школьника как важнейший фактор сохранения здоровья».

Октябрь, общешкольное родительское собрание

Зам. директора по ВР

4

Беседы

 

-«Здоровье, красота и правильное питание»

 

-«Режим дня и основы здорового питания школьников»

 

-«Питание и здоровье»

 

- «Здоровье школьника и горячее питание»

В течение учебного года 1 раз в четверть

Классные руководители

5

Неделя питания и здоровья

Апрель 2014г.

Зам. директора по ВР

6

Информирование родителей «Санитарно – гигиенический режим и организация питания школьников»

В течение года на классных собраниях

Классные руководители

7

Консультации для родителей по вопросам физического воспитания учащихся в семье, режима дня и правил личной гигиены ребенка, закаливания детей.

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, классные руководители

8

Выпуск информационного листка для родителей «Семья и школа»

 

В течение года

Администрация

 

 

Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно- гигиеническими требованиями организации питания учащихся,  постоянный мониторинг и  анализ состояния организации школьного питания,  его финансового обеспечения позволило:

1. Улучшить качество школьного питания, обеспечить его безопасность, сбалансированность, витаминизацию.

2.Улучшить показатели детского здоровья, создавать благоприятные условия для его сохранения и укрепления.

3.Формировать у школьников культуру  питания и чувства ответственности за свое здоровье.

Анализ и принятие мер по выполнению требований,  предъявляемых к  школьному питанию, позволит школе достигнуть следующих результатов:

1. Развить систему мониторинга состояния здоровья учащихся;

2. Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;

3. Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;

4. Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;

5. Организовать реализацию Программы «Разговор о правильном питании»;

6. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

7. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;

8. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;

9. Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 90%;

10.Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;

11.В перспективе организация рационального питания школьников  позволит достичь следующих основных целей:

·  рост учебного потенциала детей и подростков;

·  улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;

·  снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний  в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

·  улучшение успеваемости школьников;

·  повышение их общего культурного уровня.

Реализация  плана  санитарного просвещения в области рационального питания поможет  предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящих к развитию ряда заболеваний.

Контакты

346760, Ростовская область, Азовский район, село Пешково, пер. Октябрьский 13


8(86342)3-01-35


pesh2007@yandex.ru